Номер 5

НЕКАЧЕСТВЕННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ЖКХ

         Проблема предоставления некачественных коммунальных услуг знакома практически каждому гражданину. Сумма оплаты услуг ЖКХ составляет значительную часть дохода большинства граждан, поэтому ненадлежащее выполнение договорных обязательств вызывает законное возмущение. Некачественные услуги ЖКХ являются поводом для обращения граждан в контролирующие, надзорные и судебные органы.

Отношения между потребителем и поставщиком услуг ЖКХ

Все собственники жилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма, являются - потребителями услуг ЖКХ.

Законодательно правовые отношения между потребителем и поставщиком услуг ЖКХ регламентируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее  -  ЖК РФ)оРосс, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), федеральными и региональными постановлениями,  федеральным законом «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Отношения, возникающие между потребителями и поставщиками  работ (услуг) в сфере ЖКХ,  основаны на заключении следующих договоров:

а) договоров найма, в части исполнения поставщиками работ (услуг) по обеспечению надлежащего содержания дома и предоставлению гражданам коммунальных услуг и ремонтных работ;

б) договоров подряда и договоров на техническое обслуживание помещений, оформленных в собственность;

в) договоров с субподрядчиками по электроснабжению, газу и лифтовому оборудованию;

г) иных договоров.

При оценке условий договора необходимо руководствоваться ст. 422 ГК РФ и ст. 16 Закона о защите прав потребителей, согласно которым условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными

Жильцы имеют право заключить договор на обслуживание с выбранной большинством голосов управляющей компанией, расторгнуть договор с недобросовестным исполнителем.

Права и обязанности потребителей услуг ЖКХ

Прежде чем отстаивать свои интересы на законодательном уровне, необходимо разобраться с правовыми нормативами.

Основными требованиями, которые имеет право заявить потребитель услуг, являются:

- получать коммунальные услуги в полном объеме и соответствующего качества;

- требовать от исполнителя сведения о расчете размера платы за услуги (с указанием всех тарифов и прочих коэффициентов);

- требовать проведение проверок качества услуг;

- требовать возмещение нанесенного вреда и убытков.

У потребителей услуг кроме прав есть и свои обязанности:

- при обнаружении каких-либо неисправностей или аварий срочно сообщать поставщику коммунальных услуг;

- не препятствовать проведению проверок со стороны поставщика коммунальных услуг;

- впускать поставщика коммунальных услуг в жилое помещение для снятия данных со счетчиков;

- своевременно снимать показания со счетчика и производить оплату не позже установленной даты;

- уведомлять поставщиков коммунальных услуг об изменении количества проживаемых граждан.

Существует список запретов для потребителей ЖКХ:

- самостоятельно проводить ремонт общедомового оборудования;

- нарушать пломбировку приборов учета (счетчиков);

- использовать бытовые приборы, которые суммарно превышают максимальную нагрузку на электрическую сеть;

- подключать оборудование, минуя систему учета потребления.

Объемы представления  коммунальных услуг и что делать, если они оказываются с нарушениями

В 2017 году в ЖК РФ внесены поправки, согласно которым представители управляющих компаний обязаны платить неустойку жильцам многоквартирных домов при некачественном оказании коммунальных услуг.

Порядок предоставления услуг управляющей компанией регламентируется постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг). Исходя из требований указанного постановления ответственность за все оказанные населению услуги (кроме случаев заключения договоров о прямом предоставлении жильцам необходимых ресурсов) лежит на плечах управляющей компании.

Водоснабжение

Согласно действующим нормативам  водой жильцы многоквартирных домов должны обеспечиваться круглосуточно. Отключать воду представители управляющей компании не имеют права более чем на 4 часа в сутки. Если отключение воды произошло вследствие возникшей аварийной ситуации, то оно должно длиться не более суток. В месяц суммарное отключение водоснабжения должно составлять не более 8 часов. За каждый час простоя, сверх установленного норматива, коэффициент расчёта оплаты уменьшается на 0,15%.

Температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

Допустимое отклонение температуры горячей воды: в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 50С, в дневное время (с 5.00 до 0.00) – не более чем на 30 С.

Если температура горячей воды не превышает +400С, то оплата за её потребление должна рассчитаться по коэффициентам за предоставление холодной воды. Понижающий коэффициент применяется за каждые 30С ниже установленной нормы в размере 0,1%. Если горячая вода не подаётся в квартиру более суток, то сумма в квитанции на её оплату должна быть уменьшена на 3%.

Отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

В случае предоставления воды ненадлежащего качества (ржавая или с неприятным запахом) снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Если вода подаётся под низким давлением, в пределах отклонения от нормы 25%, то коэффициент оплаты уменьшается на 0,1%. При давлении, отличающемся от установленного более чем на 25% размер платы за коммунальную услугу снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Работа системы канализации не может быть прервана более чем на 4 часа. Это правило действует даже при возникновении аварийных ситуаций. В течение месяца, суммарный период простоя канализации не должен превышать 8 часов. Расчёт оплаты за каждый час неработающей канализации осуществляется с применением понижающего коэффициента 0,15%.

Отопление

Допустимая продолжительность отключения отопления составляет: если температура воздуха в квартирах выше +120С, то отключение отопления не должно превышать 16 часов; когда температура воздуха в квартире колеблется в промежутке +100С - +12 0С, отключение отопления не должно превышать 8 часов; если температурный диапазон в квартире составляет +80С - +10 0С, то отопление может быть отключено не более, чем на 4 часа.

Если отопление подаётся с перебоями, то его оплата уменьшается за 0,15% за каждый час нарушения.

Электроэнергия

Некачественным предоставлением электроэнергии считается перерыв в её подаче свыше 2 часов, если в наличии имеются 2 источника питания многоквартирного дома. Если существует один источник дополнительного питания, то перебой в подаче электричества не может превышать 24 часов. Расчёт оплаты за предоставление электроэнергии с нарушениями осуществляется с применением понижающего коэффициента 0,15%. Для квартир, в которых отсутствуют счётчики потребления электроэнергии, расчёт оплаты осуществляется с применением пониженного коэффициента 0,15% за каждый час подачи электричества с нарушениями.

Газоснабжение

Суммарные перебои в подаче газа не могут превышать 4 часа в месяц. Если подача газа осуществлялась с нарушениями, то расчёт оплаты за его потребление осуществляется с применением понижающего коэффициента 0,15% за каждый час, свыше утверждённого норматива. Если газоснабжение осуществляется с нарушениями утверждённых стандартов давления, то оплата за него не начисляется.

Услуги управляющей компании

Уборка и вывоз мусора, а также содержание придомовой территории входят в обязанности управляющей компании. Если её представители некачественно исполняют свои обязанности, то доказать это бывает очень сложно. Как правило, представители компании не желают конфликтовать с жильцами из-за выявленных нарушений и стараются сразу их исправить.

Механизмы защиты прав потребителя в сфере ЖКХ

В случае недобросовестного оказания услуг службами ЖКХ необходимо обратиться с письменным заявлением в вышестоящие инстанции для принятия мер.  К таким инстанциям относятся:

- Прокуратура;

- Управление Роспотребнадзора по месту жительства;

- Государственная жилищная инспекция;

- Региональная служба по тарифам;

- органы местного самоуправления;

- органы социальной защиты населения.

В письменном заявлении необходимо перечислить факты недобросовестного исполнения обязанностей управляющей компанией. Сотрудники контролирующего и надзорного органов имеют право провести проверку состояния квартиры заявителя и всего дома.

Перерасчет платежей за некачественно оказанные коммунальные услуги

  В случае предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, поставщик услуг (работ) в сфере ЖКХ обязан произвести в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Если жильцам многоквартирных домов коммунальные услуги предоставляются с нарушениями, или они вовсе отсутствуют, то им необходимо предпринять следующие шаги:

- вызвать сотрудника управляющей компании для составления акта о ненадлежащем предоставлении жизненно необходимых услуг;

- составить претензию вместе с сотрудником коммунальной службы;

- потребовать провести перерасчёт за предоставленные услуги и вернуть потребителю разницу.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, акт о ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг является обязательным документом для осуществления их перерасчёта.

Если в ходе проверки сотрудником управляющей компании выявлены нарушения в предоставлении коммунальных услуг, то они должны быть отражены в нём. Также, в акте проверки должны быть отражены следующие данные: дата и время её проведения; выявленные нарушения; возможные причины их возникновения; использованные для выявления нарушений методы и инструменты; выводы проведённой проверки.

Если в ходе проведения проверки не было выявлено никаких нарушений, то это отражается в составленном акте.

Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующему числу заинтересованных сторон. Один экземпляр документа передаётся каждой заинтересованной стороне. Ещё один экземпляр документа должен храниться у представителей управляющей компании.

Кроме того, допускается возможность самостоятельного составления жильцами акта о некачественном предоставлении коммунальных услуг. Такая возможность допускается в следующих ситуациях:

- если управляющая компания не отреагировала на составленное заявление в установленный законодательством срок;

- если уведомить представителей управляющей компании о возникших неполадках не представляется возможным.

Поставщик услуг (работ) в сфере ЖКХ освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Нанесение ущерба имуществу при коммунальной аварии

Коммунальные службы ответственны за выполненные ремонтные, пусковые и наладочные работы по всему дому. Если по вине обслуживающей организации произошла авария, нанесен материальный ущерб, то ответственность в полной мере лежит на организации.

Предъявить претензии можно после проведенного и зафиксированного актом расследования. После установления виновности в присутствии сотрудника управляющей компании составляется акт, в котором отражается размер понесенного ущерба, указывается на виновность организации, представляется калькуляция требуемых работ.

Если жильцы не согласны с выводами проверки и размером возмещения, они проводят независимую экспертизу. Документ имеет юридическое значение для суда.

Наличие непреодолимых противоречий потребует подачи иска в суд с требованием установления вины и размера возмещения. Выигравшая дело сторона имеет право затребовать возмещение судебных издержек и стоимость проведенной независимой экспертизы с ответчика.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги и сервисы

Телефон: (4812) 29-20-18
E–mail: region@admin.smolensk.ru
Почтовый адрес: 214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!