- Главная
- Юридический журнал
- Номер 8
Номер 8
ПЛАТА ЗА ПОЛИВ ОГОРОДА
Полив – это обязательное условие существования садовых растений, овощных и плодово-ягодных культур. С наступлением весны у собственников приусадебных участков появляется обязанность – в поливочный сезон нужно платить дополнительно за полив с каждого квадратного метра поливочных площадей.
Рассмотрим более подробно вопрос правомерности начисления платы за полив огорода.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииРРо» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов обязаны были обеспечить оснащение домов приборами учета.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка, рассчитывается в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с учётом фактической величины показателя (площади земельного участка по направлению использования коммунальной услуги).
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования:
- полив земельного участка;
- водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных;
- водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке;
- водоснабжение иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.
Вышеперечисленные услуги необходимо оплачивать независимо от количества выпавших естественных осадков, а также от того, сколько конкретно раз поливается огород.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 22.08.2012 № 35 на территории Смоленской области утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка, определенные расчетным методом.
N п/п |
Наименование |
Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка, кубических метров на 1 квадратный метр земельного участка в месяц |
1 |
2 |
3 |
1. |
Водопользование из уличных водоразборных колонок |
0,05 |
2. |
Водопользование из водоразборного крана на территории земельного участка |
0,09 |
Вышеуказанные нормативы применяются в период с 15 мая по 15 августа соответствующего года (поливочный сезон).
Согласно п.п. «к» п. 34 Правил при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
Если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек по формуле:
где:
k - количество направлений использования коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в i-м домовладении, для которых установлены нормативы потребления коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек;
- соответствующая i-му домовладению фактическая величина показателя по k-му направлению использования коммунальной услуги, применительно к которому подлежит применению норматив потребления коммунальной услуги по k-му направлению использования соответствующего вида коммунальной услуги;
- норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, по k-му направлению использования коммунальной услуги;
- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчёт размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек, осуществляется начиная:
- с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с п.п. «к» п. 34 Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учёта;
- даты подачи потребителем соответствующего заявления;
- с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учёта и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем двух незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт.
В вышеуказанных документах должна быть определена площадь поливаемого участка, количество домашних животных, наличие автомобиля, бани.
Определение площади земельного участка по пользованию коммунальной услугой на полив должно производиться на основании: заявления граждан; путем оформления соответствующего акта ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, если потребитель не уведомлял поставщика воды о том, что пользуется услугой холодного водоснабжения, в том числе и для нужд полива земельного участка соответствующей площади либо этот вид услуг не предусмотрен в договоре предоставления услуги водоснабжения, начисление платы за полив противоречит, установленным требованиям.
Следовательно, единственное исключение – плата за полив может выставляться поставщиком – исполнителем услуги, если его представителями составлен акт об использовании воды для нужд полива. Именно с даты составления такого акта и возникают законные основания для начисления платы за полив. При этом акт должен не только установить факт отсутствия у потребителя индивидуального прибора учёта, но и подтвердить потребление им воды для нужд полива земельного участка, с указанием в составляемом акте возражений потребителя и сведений о привлечённых к участию в проверке других незаинтересованных лиц (не менее двух человек), в также других незаинтересованных лиц, привлечённых по инициативе потребителя.